Влияние компьютерных игр на формирование игровой зависимости

Игромания (или как ее еще называют — компьютерная игровая зависимость) сегодня стала одной из серьезнейших социальных и психологических проблем, наряду с такими явлениями как наркомания, алкоголизм, токсикомания, и требует соответствующего вмешательства и разрешения.

Компьютерная игровая зависимость может рассматриваться как один из вариантов патологического развития личности, которое помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия. При этом некоторые синдромы проявления игровой зависимости сходны с проявлениями других видов зависимости.

Пик компьютерной зависимости приходится на подростковый и юношеский возраст. В первую очередь это связано с взрослением, повышением образования, становлением человека как личности. С приобретением жизненного опыта происходит переоценка ценностей, зависимость идет на спад и фиксируется на определенном уровне. Хроническую компьютерную зависимость можно наблюдать у инфантильных и «трудоголических» личностей, при том, что первые не хотят покидать виртуальность, а вторые не могут жить без общения с компьютером.

Согласно результатам некоторых исследований, интернет- и компьютерной зависимости более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования. Главным фактором благодаря которому у молодых людей возникает зависимость является нехватка живого общения с реальными людьми.

Выделяют два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерным играм.

Игроки с первым типом играют ради удовольствия от самой игры и ради результата. Их привлекает возможное соперничество с другими игроками и вероятность удовлетворения мотива достижения. При этом типе мотивации игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с окружающими, а к компьютерной игре обращается во время отдыха, досуга.

Для игроков со вторым типом мотивации, игра становится формой эскапизма. Именно этот тип привыкания к игре и уход в реальность игры привлекает внимание не только психологов, но и психиатров.

Причиной такого увлечения компьютерными играми может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложные отношения с родителями и сверстниками, то есть игра в таких случаях является формой реакции на стресс и способом ухода от действительности. Развитие связанных с зависимостью потребностей начинается, как правило, в подростковом возрасте и принимает впоследствии у многих людей устойчивые формы.

Особенность большинства компьютерных игр – отсутствие у них логического завершения. Потенциально игра может продолжаться бесконечно. Еще в первой половине XX века ученые установили, что любое незавершенное действие вдет к возникновению у человека специфической потребности, которая побуждает его вновь и вновь возвращаться к нему. Онлайн-игру можно представить как глобальное незавершенное действие, которое побуждает игроков вновь и вновь возвращаться к игре и совершать, по сути, одни и те же игровые действия, блуждая по замкнутому кругу.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства и чувствительность, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Длительное пребывание в интернете задерживает развитие эмоциональной сферы, не формируются сами эмоции и определение эмоций, а за этим лежит еще более глубокая проблема: затруднение в осознании образа тела. Сначала было тело, потом ощущения, потом появились эмоции. Но если нет образа тела, то нет ощущений и нет эмоций. И соответственно затрудняется контакт в среде – когда ты не можешь распознавать свои эмоции и эмоции других.

Значимой классификацией компьютерных игр для анализа проблемы игровой зависимости является их деление на неролевые и ролевые. Такая классификация является важной, ввиду того что психологическая зависимость имеет существенные различия и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.

Основной особенностью ролевых игр является наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности.

Условно ролевые игры можно разделить на три категории:

— игры от первого лица. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» «своего» компьютерного героя провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль;

— игры от третьего лица. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями «своего» компьютерного героя;

— руководительские игры. В этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль.

Наиболее опасными с позиции формирования игровой зависимости являются онлайн-игры, в которых присутствует механизм имитации реального общения и реальной деятельности. Такой виртуальный мир может затянуть человека куда быстрее, чем обычный чат или социальная сеть. Обширные функции онлайн общения и чата придают таким играм социальный аспект, отсутствующей в оффлайне, и конкурентный характер совместной деятельности против других игроков, что практически не дает шансов выйти из игры.

Игроки, которые впали в зависимость, имеют явные признаки наркомании. Как и наркоманы, игроки, которые играют почти каждый день в течение длительного периода времени (более 4 часов), чувствуют беспокойство или раздражительность, если они не могут играть, ради игры они жертвуют любой другой социальной деятельностью. К основным признакам игровой интернет-зависимости можно отнести: озабоченность игрой, ложь или утаивание участия в игре, сложности и непослушание в вопросах распорядка и планирования времени, самоизоляцию от семьи и друзей.

Динамика развития компьютерной зависимости по мнению некоторых исследователей может иметь следующий вид. Вначале влечения идет этап адаптации, человек «входит во вкус». Затем наступает период быстрого формирования зависимости. Величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.

Пик игровой компьютерной зависимости наблюдается у молодых людей в возрасте 18-25 лет и приходится на годы их студенчества. Среднее время использования компьютера 3–4 часа в сутки обычно в вечернее и ночное время суток.

Постоянная потребность в информации, высокий уровень познавательной мотивации, высокая социальная активность и временной цейтнот – вот те факторы, которые формируют из молодежи основную массу пользователей всемирной паутины. Частое обращение к услугами интернета, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей всемирной сети становятся основными причинами интернет-зависимости молодежи.

В отношении детей дошкольного возраста ситуация еще более сложная. Ведь формирование зависимости происходит тем скорее, чем раньше ребенок столкнулся с предметом зависимости, так малыш с полутора лет, сидевший перед телевизором потенциально более склонен пристрастится к зависимости от виртуальной реальности. До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью, и если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности.

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчики. Девичьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Кроме того, для девочек социальное общение намного важнее, чем любая игра. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики – над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчики вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно.

В качестве профилактики важно, чтобы ребенок, перед тем как столкнется с компьютерным миром, уже имел сформированные реальные интересы и умение получать удовольствия от реальной жизни. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Группой риска в плане возникновения компьютерной зависимости являются также дети, имеющие неврологически осложненный анамнез и связанную с ним повышенную эмоциональную неустойчивость, восприимчивость, возбудимость и сложности самоконтроля. Такие дети быстро утомляются, перевозбуждаются от игры и в тоже же время не в состоянии усилием воли «оторваться» от нее.

Признавая остроту проблемы распространения компьютерной игромании следует признать и необходимость ее профилактики. К сожалению в отличие от зарубежной в российской науке пока еще практически отсутствуют специальные разработки и публикации, посвященные избавлению от азартно-игровой зависимости.

Организация работы по профилактике игровой интернет-зависимости у молодежи требует создания ряда условий, способствующих эффективности проводимых мероприятий, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:

— формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результат и следствие социального опыта личности;

— использование потенциалов влияния молодежных общественных объединений;

— интеграцию усилий социальных институтов в разработке и реализации профилактических программ для молодежи;

— подготовку кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ;

— развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений.

Данные мероприятия могут предупредить переход социального отклонения, обусловленного игровой интернет-зависимостью, в устойчивую форму, что происходит путем развития социально адаптивных личностных стратегий взаимодействия и поведения.

По материалам статьи Тулегеновой А.Г. «Компьютерные игры как фактор формирования аддиктивного поведения студентов», 2014.

Автор публикации

164
не в сети 5 месяцев

Mikhail

Комментарии: 0Публикации: 110Регистрация: 08-02-2016
Совсем плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (10 голосов, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка...
Поделитесь своим мнением. Но сначала рекомендуем зарегистрироваться

Остались вопросы? Напишите нам в разделе "Обратная связь"

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля